Как научиться скорочтению.  методика обучения скорочтеню

Как научиться скорочтению. методика обучения скорочтеню

Как научиться скорочтению

В общеобразовательных заведениях система преподавания выстроена по определенному алгоритму. Полученные знания позволяют воспринимать информацию со скоростью в 300-400 слов в минуту. Это полезно только при анализе художественных произведений, в котором кроме основного смысла произведения требуется оценить стиль и подачу.

В повседневной жизни человек сталкивается с огромным количеством информации, которую необходимо максимально быстро усвоить. Новости политики, экономические сводки, статистика колебаний на валютном рынке – все это и многое другое приходится ежедневно усваивать жителям мегаполисов. Чтобы не остаться на обочине жизни и быть в курсе всех изменений, стоит освоить скорочтение.

Ускоренное восприятие печатного текста позволяет понять его суть, не отвлекаясь на разные мелочи. Так можно в 3-5 раз скорее усваивать новые сведения. При этом их качество нисколько не пострадает.

Обучение скорочтению занимает длительный период времени. Сначала учащиеся избавляются от вредных привычек: артикуляции, регрессии и так далее. Потом – часто и много тренируются. В среднем освоить эту науку получается за полгода. Давайте подробно разберем, что и как для этого делается.

Главные принципы

Метод быстрого чтения представляет собой способ оперативного изучения данных. Он основывается на том, что читатель охватывает весь печатный текст, анализирует его и концентрирует внимание только на важных фрагментах. При этом фокусировка идет на отдельные, особо значимые отрывки. Так можно оперативно понять сущность повествования, отсеяв ненужную его часть.

Цель состоит в получении большого объема полезной информации в сжатые сроки. Это может пригодиться во время учебы в ВУЗе, при повышении квалификации, в процессе работы с массивными объемами данных.

Научный прогресс в настоящее время движется стремительно. Чтобы оставаться высококвалифицированным специалистом, необходимо постоянно узнавать о новинках и достижениях в профессиональной сфере. А так как изменений много, сэкономить время поможет только такая методика.

Учебные материалы и источники

Чтобы научиться оперативному изучению информационных источников, не обязательно нанимать репетитора или оплачивать уроки на специальных курсах. В современном мире эта тематика полностью разобрана в бесплатных видеоуроках и учебниках, которые можно найти в интернете.

Описанные учебные материалы и источники достаточно легко использовать. Главное – соблюдать четкий график самообучения, постоянно тренироваться и не забывать ежедневно применять полученные знания.

Учебная программа. Первый этап

Порядок занятий достаточно стандартный и основывается на одних и тех же приемах. Он делится на два этапа. Первый предназначен для того, чтобы избавиться от вредных привычек. Этот этап осуществляется с помощью базовых упражнений.

Задача №1

Первое препятствие к освоению новых знаний – субвокализация, то есть склонность к мысленному проговариванию прочитываемого материала. Это перегружает мозговую деятельность и затормаживает процесс усваивания информации. Некоторые люди совмещают субвокализацию с артикуляцией, то есть шевелят губами или произносят текст вслух.

Чтобы стремительность чтения не страдала, выполняйте такие действия:

1.                 Водите по срокам карандашом или закладкой в таком ритме, чтобы не успевать проговаривать их.

2.                 Зажимайте между губами какой-нибудь предмет, чтобы не шевелить ими и не отвлекаться.

Также помогают мнемотехники – мысленное произнесение скороговорок, считалок, стихотворений – всего, что не имеет отношения к предмету исследования.

Многие педагоги рекомендуют бороться с субвокализацией с помощью ритмичных звуков. Можно постукивать пальцами, карандашом, ладонью по столу или скачать на любом доступном интернет-портале программу-метроном и заниматься под его ритмичное звучание. Чтобы аудиоупражнение было эффективным, ритм периодически меняется.

В день описанным действиям необходимо посвящать не менее получаса. Уже через две недели станут заметны первые результаты.

Задача №2

Согласно многочисленным изысканиям ученых, сложные абзацы человек неосознанно перечитывает до 10 раз. В этом случае его внимание рассеивается, а потому он даже не замечает этого.

Описанное препятствие называется регрессией. Бороться с нею поможет закладка, которая будет закрывать уже прочитанные абзацы. Кстати, это задание можно совместить с предыдущим – вести закладку в таком темпе, чтобы не успевать мысленно проговаривать содержание литературы.

Периодичность выполнения также повторяется с предыдущей задачей.

Задание №3

Часто препятствием становится плохо развитое периферическое зрение. Из-за него пропадает возможность оценить содержание страницы целиком, охватить одним взглядом наиболее крупные и значимые его участки.

В этой ситуации необходимо освоить вертикальное чтение. Оно основывается на том, что взгляд скользит по центру строки, автоматически захватывая обе ее стороны. Помочь в развитии этой техники могут таблицы Шульге. Они представляют собой квадраты с цифрами от 1 до 25. Суть состоит в том, что обучающийся держит таблицу на расстоянии вытянутой руки, смотрит на цифру по центру и взглядом ищет следующие за ней по порядку обозначения.

Для того чтобы повысить эффективность занятий, используйте несколько таблиц. Постепенно задачу следует усложнять, заменяя цифры на буквы и увеличивая количество ячеек. Также вместо таблиц можно тренировать периферическое зрение на узких газетных колонках. Делать это требуется не реже четверти часа в день.

Учебная программа. Второй этап

Переходим к освоению приемов наращивания скорости. Они основываются на различных методиках, которые подбираются на усмотрение учащегося. Рассмотрим самые распространенные из них.

Принцип пристрелки

Эта методика заключается в развитии способностей оперативного поиска важных данных. При взгляде на страницу за несколько секунд выделяются те абзацы, содержание которых подлежит детальному рассмотрению. Таким образом, принцип пристрелки дает возможность быстро выделять и осваивать незнакомые вещи.

Первые уроки базируются на ассоциативном мышлении. Сначала проверяется способность к определению приоритетов. Берется любой бытовой предмет, имеющий неоднородную форму. Он пристально рассматривается в течение нескольких минут. Потом глаза закрываются и очертания этой вещи максимально детально восстанавливаются в памяти. После того как образ сформируется целиком, учащийся открывает глаза и сравнивает его с реальным прототипом. Выявив 3-4 незамеченных детали, он повторяет такие действия до тех пор, пока мысленный и реальный образ не будут идентичны.

Возможно, приведенная методика покажется бесполезной, ведь она не привязана к процессу изучения книг напрямую. Однако ее польза давно доказана. Таким образом, тренируется умение выделять главные и второстепенные детали, которое обязательно для ускоренного восприятия литературы.

После рассмотрения предметов можно переходить к текстовым отрывкам. Делается это так: в течение 30 секунд просматривается страница, охватывается ее общий смысл. Выделяются три основных тезиса, передающих его. После учащийся закрывает глаза и обдумывает эти тезисы. Занятие повторяется до четырех раз, постепенно расширяя количество значимых мыслей.

Нахождение ключей

Чтобы правильно запоминать и воспроизводить в памяти прочитанное ускоренным способом, читатель опирается на ключевые фразы. Делается это так: бегло просматривается отрывок, выделяются основные ключи и стоящие рядом с ними словосочетания.

Нахождение ключевых словосочетаний помогает усваивать большие объемы данных без потери их смыслового значения. По факту, читатель отсортировывает значимое и второстепенное, делая акцент на первом.

Переход от букв к словосочетаниям

Образовательная система в школах построена так, что ученики воспринимают тексты побуквенно, то есть прочитывают каждый символ. Это сильно замедляет процесс усваивания книг. Поэтому для того, чтобы освоить скорочтение, нужно пользоваться зрительной памятью и схватывать целые словосочетания.

Чтобы добиться таких достижений, ежедневно выполняйте несколько упражнений:

1.                 Изучайте не менее 15 листов технической литературы.

2.                 Учите длинные выражения и профессиональные термины наизусть.

Это поможет понимать сложные обороты целиком, а не воспроизводить их по слогам.

Проект РХ

В рамках масштабного научного эксперимента, направленного на исследование когнитивного мышления, был разработан проект РХ. Его результаты ошеломительные –восприятие технической литературы увеличивается в 10 раз. Это значит, что люди, обучившиеся в процессе исследования, достигли скорости чтения в 3.000 слов за минуту. В среднем контрольная группа уделяла на 1 страницу до 6 секунд.

Этот научный эксперимент базировался на тех принципах, которые уже были приведены выше.

Чтобы заниматься по программе проекта РХ, понадобится:

·                    книга стандартного образца (на 200 и больше листов);

·                    таймер или секундомер;

·                    шариковая ручка;

·                    лист бумаги.

Длительность занятий составляет полчаса.

1. Определение своих умений

Следить за прогрессом в развитии навыков получится только тогда, когда будут выявлены исходные возможности. Это обозначает, что перед началом уроков нужно посчитать, как быстро учащийся может читать.

Поставьте таймер на одну минуту, приступайте к изучению содержания книги. Не стоит торопиться. Цель этого задания – определить, как быстро осуществляется усвоение материала на текущий момент.

В одной строчке в среднем содержится 12 слов, а на одной странице – 30 строк. Воспользуйтесь этими цифрами, чтобы оперативно посчитать объем прочитанного. Зафиксируй полученный результат на листе бумаги.

2. Минимизация и преодоление естественных недостатков

Существует несколько техник, которые позволяют задать нужный темп и сократить период изучения информационного источника.

Первая техника заключается в том, чтобы с помощью ручки или другого аналогичного предмета проводить по строкам, задавая нужный темп. Фокусировка внимания в этом случае идет на кончик колпачка. Не задумывайтесь о понимании прочитываемой книги. Цель – не задерживаться на строке дольше секунды, постепенно ускоряясь.

На выполнение первой техники выделяется 2 минуты. Результаты фиксируются.

Вторая техника состоит в повторении того же упражнения с сокращенным вдвое интервалом. Понимание снова не требуется. Цель – выработка рефлексов и адаптации. Период выполнения – 3 минуты.

3. Переход к вертикали

О методе вертикального просмотра уже было сказано выше. В рамках проекта РХ были разработаны три упражнения, развивающих этот навык:

1)                 В течение минуты води колпачком по строкам, начиная от второго слова и заканчивая предпоследним, затрачивая не больше секунды и постепенно сокращая этот интервал.

2)                 Повтори предыдущее задание, начиная с третьего слова с начала и заканчивая третьим с конца.

3)                 На протяжении трех минут уделяй внимание только центральным словосочетаниям.

Как и в предыдущем уроке, понимание не является целью. Главное – выработать рефлексы и адаптироваться.

4. Измерение новых пределов

Несмотря на кажущуюся бессмысленность научного эксперимента, направленного на исследование когнитивного мышления, после измерения новых пределов будет замечен существенный прогресс. После трех часов занятий результаты обучающегося приближаются к достижениям контрольной группы эксперимента.

Заключение

Основная задача, которая стоит перед каждым, кто хочет научиться скорочтению – преодолеть внутренние барьеры. Сразу после этого понимание литературы увеличится, а период ее изучения – сократится. Единственное, что обязательно требуется – быть усидчивым и заниматься регулярно, постепенно развивая эйдетическую память.

 12.11.2019
 (4 просмотров)