Как научиться скорочтению. методика обучения скорочтеню
Как научиться скорочтению
В
общеобразовательных заведениях система преподавания выстроена по определенному
алгоритму. Полученные знания позволяют воспринимать информацию со скоростью в
300-400 слов в минуту. Это полезно только при анализе художественных произведений,
в котором кроме основного смысла произведения требуется оценить стиль и подачу.
В
повседневной жизни человек сталкивается с огромным количеством информации,
которую необходимо максимально быстро усвоить. Новости политики, экономические
сводки, статистика колебаний на валютном рынке – все это и многое другое
приходится ежедневно усваивать жителям мегаполисов. Чтобы не остаться на
обочине жизни и быть в курсе всех изменений, стоит освоить скорочтение.
Ускоренное
восприятие печатного текста позволяет понять его суть, не отвлекаясь на разные
мелочи. Так можно в 3-5 раз скорее усваивать новые сведения. При этом их
качество нисколько не пострадает.
Обучение
скорочтению занимает длительный период времени.
Сначала учащиеся избавляются от вредных привычек: артикуляции, регрессии и так
далее. Потом – часто и много тренируются. В среднем освоить эту науку
получается за полгода. Давайте подробно разберем, что и как для этого делается.
Главные принципы
Метод
быстрого чтения представляет собой способ оперативного изучения данных. Он
основывается на том, что читатель охватывает весь печатный текст, анализирует
его и концентрирует внимание только на важных фрагментах. При этом фокусировка
идет на отдельные, особо значимые отрывки. Так можно оперативно понять сущность
повествования, отсеяв ненужную его часть.
Цель
состоит в получении большого объема полезной информации в сжатые сроки. Это
может пригодиться во время учебы в ВУЗе, при повышении квалификации, в процессе
работы с массивными объемами данных.
Научный
прогресс в настоящее время движется стремительно. Чтобы оставаться
высококвалифицированным специалистом, необходимо постоянно узнавать о новинках
и достижениях в профессиональной сфере. А так как изменений много, сэкономить
время поможет только такая методика.
Учебные материалы и источники
Чтобы
научиться оперативному изучению информационных источников, не обязательно
нанимать репетитора или оплачивать уроки на специальных курсах. В современном
мире эта тематика полностью разобрана в бесплатных видеоуроках и учебниках,
которые можно найти в интернете.
Описанные
учебные материалы и источники достаточно легко использовать. Главное –
соблюдать четкий график самообучения, постоянно тренироваться и не забывать
ежедневно применять полученные знания.
Учебная программа. Первый этап
Порядок
занятий достаточно стандартный и основывается на одних и тех же приемах. Он
делится на два этапа. Первый предназначен для того, чтобы избавиться от вредных
привычек. Этот этап осуществляется с помощью базовых упражнений.
Задача №1
Первое
препятствие к освоению новых знаний – субвокализация, то есть склонность к
мысленному проговариванию прочитываемого материала. Это перегружает мозговую
деятельность и затормаживает процесс усваивания информации. Некоторые люди
совмещают субвокализацию с артикуляцией, то есть шевелят губами или произносят
текст вслух.
Чтобы
стремительность чтения не страдала, выполняйте такие действия:
1.
Водите по срокам карандашом или
закладкой в таком ритме, чтобы не успевать проговаривать их.
2.
Зажимайте между губами какой-нибудь
предмет, чтобы не шевелить ими и не отвлекаться.
Также помогают мнемотехники – мысленное
произнесение скороговорок, считалок, стихотворений – всего, что не имеет
отношения к предмету исследования.
Многие педагоги рекомендуют бороться с
субвокализацией с помощью ритмичных звуков. Можно постукивать пальцами,
карандашом, ладонью по столу или скачать на любом доступном интернет-портале
программу-метроном и заниматься под его ритмичное звучание. Чтобы
аудиоупражнение было эффективным, ритм периодически меняется.
В день описанным действиям необходимо
посвящать не менее получаса. Уже через две недели станут заметны первые
результаты.
Задача №2
Согласно многочисленным изысканиям
ученых, сложные абзацы человек неосознанно перечитывает до 10 раз. В этом
случае его внимание рассеивается, а потому он даже не замечает этого.
Описанное препятствие называется
регрессией. Бороться с нею поможет закладка, которая будет закрывать уже
прочитанные абзацы. Кстати, это задание можно совместить с предыдущим – вести
закладку в таком темпе, чтобы не успевать мысленно проговаривать содержание
литературы.
Периодичность выполнения также
повторяется с предыдущей задачей.
Задание №3
Часто препятствием становится плохо
развитое периферическое зрение. Из-за него пропадает возможность оценить
содержание страницы целиком, охватить одним взглядом наиболее крупные и
значимые его участки.
В этой ситуации необходимо освоить
вертикальное чтение. Оно основывается на том, что взгляд скользит по центру
строки, автоматически захватывая обе ее стороны. Помочь в развитии этой техники
могут таблицы Шульге. Они представляют собой квадраты с цифрами от 1 до 25.
Суть состоит в том, что обучающийся держит таблицу на расстоянии вытянутой
руки, смотрит на цифру по центру и взглядом ищет следующие за ней по порядку
обозначения.
Для того чтобы повысить эффективность
занятий, используйте несколько таблиц. Постепенно задачу следует усложнять,
заменяя цифры на буквы и увеличивая количество ячеек. Также вместо таблиц можно
тренировать периферическое зрение на узких газетных колонках. Делать это
требуется не реже четверти часа в день.
Учебная программа. Второй этап
Переходим к освоению приемов наращивания
скорости. Они основываются на различных методиках, которые подбираются на
усмотрение учащегося. Рассмотрим самые распространенные из них.
Принцип пристрелки
Эта методика заключается в развитии
способностей оперативного поиска важных данных. При взгляде на страницу за
несколько секунд выделяются те абзацы, содержание которых подлежит детальному
рассмотрению. Таким образом, принцип пристрелки дает возможность быстро
выделять и осваивать незнакомые вещи.
Первые уроки базируются на ассоциативном
мышлении. Сначала проверяется способность к определению приоритетов. Берется
любой бытовой предмет, имеющий неоднородную форму. Он пристально
рассматривается в течение нескольких минут. Потом глаза закрываются и очертания
этой вещи максимально детально восстанавливаются в памяти. После того как образ
сформируется целиком, учащийся открывает глаза и сравнивает его с реальным
прототипом. Выявив 3-4 незамеченных детали, он повторяет такие действия до тех
пор, пока мысленный и реальный образ не будут идентичны.
Возможно, приведенная методика покажется
бесполезной, ведь она не привязана к процессу изучения книг напрямую. Однако ее
польза давно доказана. Таким образом, тренируется умение выделять главные и
второстепенные детали, которое обязательно для ускоренного восприятия литературы.
После рассмотрения предметов можно
переходить к текстовым отрывкам. Делается это так: в течение 30 секунд
просматривается страница, охватывается ее общий смысл. Выделяются три основных
тезиса, передающих его. После учащийся закрывает глаза и обдумывает эти тезисы.
Занятие повторяется до четырех раз, постепенно расширяя количество значимых
мыслей.
Нахождение ключей
Чтобы правильно запоминать и
воспроизводить в памяти прочитанное ускоренным способом, читатель опирается на
ключевые фразы. Делается это так: бегло просматривается отрывок, выделяются
основные ключи и стоящие рядом с ними словосочетания.
Нахождение ключевых словосочетаний
помогает усваивать большие объемы данных без потери их смыслового значения. По
факту, читатель отсортировывает значимое и второстепенное, делая акцент на
первом.
Переход от букв к словосочетаниям
Образовательная система в школах
построена так, что ученики воспринимают тексты побуквенно, то есть прочитывают
каждый символ. Это сильно замедляет процесс усваивания книг. Поэтому для того,
чтобы освоить скорочтение, нужно пользоваться зрительной памятью и схватывать
целые словосочетания.
Чтобы добиться таких достижений,
ежедневно выполняйте несколько упражнений:
1.
Изучайте не менее 15 листов технической
литературы.
2.
Учите длинные выражения и
профессиональные термины наизусть.
Это поможет понимать сложные обороты
целиком, а не воспроизводить их по слогам.
Проект РХ
В рамках масштабного научного
эксперимента, направленного на исследование когнитивного мышления, был
разработан проект РХ. Его результаты ошеломительные –восприятие технической
литературы увеличивается в 10 раз. Это значит, что люди, обучившиеся в процессе
исследования, достигли скорости чтения в 3.000 слов за минуту. В среднем
контрольная группа уделяла на 1 страницу до 6 секунд.
Этот научный эксперимент базировался на
тех принципах, которые уже были приведены выше.
Чтобы заниматься по программе проекта РХ,
понадобится:
·
книга стандартного образца (на 200 и
больше листов);
·
таймер или секундомер;
·
шариковая ручка;
·
лист бумаги.
Длительность занятий составляет полчаса.
1. Определение своих умений
Следить за прогрессом в развитии навыков
получится только тогда, когда будут выявлены исходные возможности. Это
обозначает, что перед началом уроков нужно посчитать, как быстро учащийся может
читать.
Поставьте таймер на одну минуту,
приступайте к изучению содержания книги. Не стоит торопиться. Цель этого
задания – определить, как быстро осуществляется усвоение материала на текущий
момент.
В одной строчке в среднем содержится 12
слов, а на одной странице – 30 строк. Воспользуйтесь этими цифрами, чтобы
оперативно посчитать объем прочитанного. Зафиксируй полученный результат на
листе бумаги.
2. Минимизация и преодоление естественных недостатков
Существует несколько техник, которые
позволяют задать нужный темп и сократить период изучения информационного
источника.
Первая техника заключается в том, чтобы
с помощью ручки или другого аналогичного предмета проводить по строкам, задавая
нужный темп. Фокусировка внимания в этом случае идет на кончик колпачка. Не
задумывайтесь о понимании прочитываемой книги. Цель – не задерживаться на
строке дольше секунды, постепенно ускоряясь.
На выполнение первой техники выделяется
2 минуты. Результаты фиксируются.
Вторая техника состоит в повторении того
же упражнения с сокращенным вдвое интервалом. Понимание снова не требуется.
Цель – выработка рефлексов и адаптации. Период выполнения – 3 минуты.
3. Переход к вертикали
О методе вертикального просмотра уже
было сказано выше. В рамках проекта РХ были разработаны три упражнения,
развивающих этот навык:
1)
В течение минуты води колпачком по
строкам, начиная от второго слова и заканчивая предпоследним, затрачивая не
больше секунды и постепенно сокращая этот интервал.
2)
Повтори предыдущее задание, начиная с
третьего слова с начала и заканчивая третьим с конца.
3)
На протяжении трех минут уделяй внимание
только центральным словосочетаниям.
Как и в предыдущем уроке, понимание не
является целью. Главное – выработать рефлексы и адаптироваться.
4. Измерение новых пределов
Несмотря на кажущуюся бессмысленность
научного эксперимента, направленного на исследование когнитивного мышления,
после измерения новых пределов будет замечен существенный прогресс. После трех
часов занятий результаты обучающегося приближаются к достижениям контрольной
группы эксперимента.
Заключение
Основная задача, которая
стоит перед каждым, кто хочет научиться скорочтению – преодолеть внутренние
барьеры. Сразу после этого понимание литературы увеличится, а период ее
изучения – сократится. Единственное, что обязательно требуется – быть усидчивым
и заниматься регулярно, постепенно развивая эйдетическую
память.